![]() |
Информация по обслуживанию и зарядке аккумуляторной батареи приведена в Главе Текущее обслуживание. |
Общая информация
Установленная на автомобиль 12-вольтная аккумуляторная батарея состоит из шести банок, содержащих положительные и отрицательные пластины (ламели), опущенные в раствор серной кислоты. В задачу батареи входит вырабатывание тока для запуска автомобиля, зажигания, освещения, а также для прочих потребителей электроэнергии.
Батарея обладает 100-процентной эффективностью при температуре воздуха 27°С. При температуре -18°С эффективность падает до 40 процентов, - запуск двигателя потребует в два раза больше энергии, чем расходуется при 27°С.
Стартовая мощность (пусковой ток) показывает способность аккумулятора запустить двигатель в условиях очень холодной погоды. Принято понимать под данной характеристикой ток в амперах, который батарея способна отдавать в течение 30 секунд при температуре воздуха - 18°С без падения напряжения ниже 7.2 В (минимальный уровень, требуемый для надежного запуска). Чем выше этот показатель, тем больше стартовая мощность аккумулятора.
Резервная мощность показывает время в минутах, в течение которого батарея отдает ток силой 25 А при температуре 27°С, т.е. время, в течение которого аккумулятор обеспечивает работу всех вспомогательных потребителей электроэнергии автомобиля ночью и в условиях плохой погоды при неисправном генераторе.
В зимних условиях при температуре воздуха -18°С и ниже эффективность подзарядки батареи резко падает в связи с возрастанием внутреннего сопротивления. При коротких поездках зимой энергия, затрачиваемая на запуск, не восстанавливается, в результате чего батарея начинает работать на износ, в конце концов, полностью растрачивая свой заряд.
В летние месяцы после длительных поездок двигатель сильно нагревается, и часто случается, что его трудно запустить заново. Такие «горячие старты» иногда требуют столько же мощности, сколько и при холодной погоде, а иногда даже больше. В особой мере сказанное относится к высококомпрессионным двигателям с большим рабочим объемом и оборудованным кондиционером воздуха моделям.
Сказанное лишний раз подчеркивает важность правильности выбора батареи в соответствии с требованиями, предъявляемыми установленным на автомобиле двигателем.
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|||
|
Измерение выходного напряжения отсоединенной батареи при помощи вольтметра
![]() |
Номинальное значение плотности электролита определяется в зависимости от температуры окружающей среды (и прямо пропорциональна ей), - пользуйтесь картой температур, поставляемой изготовителями в комплект к батарее. |
![]() |
При положительных результатах описанных выше проверок необходимость в тестировании батареи под нагрузкой (см. ниже) отпадает. |
![]() |
Более точная проверка состояния батареи может быть произведена при помощи универсального измерителя (спрашивайте в магазинах автомобильных аксессуаров). Прибор позволяет определить способность батареи к проворачиванию стартера и подаче питания к бортовым потребителям электроэнергии при повышенных нагрузках на двигатель. Подсоедините измеритель к клеммам батареи. Следуйте инструкциям изготовителей прибора - при 15-секундном включении нагрузки напряжение батареи не должно упасть ниже, чем до значения 9.6 В, в противном случае батарею необходимо заменить. |
![]() |
При температурах окружающей среды ниже 0°С минимальное допустимое показание снижается до 9.1 В. |
Замена
Отключение батареи
![]() |
Отрицательный провод всегда отсоединяется в первую очередь и подсоединяется в последнюю! |
На автомобиль установлено несколько систем, требующих постоянного энергоснабжения. Отключение аккумуляторной батареи неизбежно приводит к стиранию хранящейся в памяти системы управления двигателем информация об оптимальных настройках, отключению часов, уничтожению введенного в радиоприемник охранного кода и т.п. Прежде чем производить отключение батареи внимательно ознакомьтесь с приведенными ниже рекомендациями:
Избежать неприятных последствий отключения аккумуляторной батареи можно при помощи внешнего источника питания, - подробные правила пользования подобными устройствами обычно приводятся в инструкции по их эксплуатации. Как правило, такие источники питания подключаются к гнезду прикуривателя, после чего штатная батарея может быть спокойно отсоединена. Вырабатываемого источником тока должно хватать для питания памяти модуля управления, предотвращения блокировки магнитолы и сохранения работоспособности часов.
![]() |
Некоторые из подобных устройств могут подать в систему ток, достаточный для нормального функционирования и других потребителей энергии. Перед обслуживанием компонентов электрооборудования удостоверьтесь, что соответствующий потребитель полностью обесточен! |
Приобретение новой батареи
Наверное, самое важное, на что должен обращать внимание покупатель, - это рабочие характеристики батареи. Таких характеристики три.
Правильнее всего приобретать батарею с теми характеристиками, которые указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля: так, - в этом случае она прослужит дольше и с минимальными расходами. Можно из соображений экономии приобрести батарею заниженной против требуемой емкостью, однако прослужит она меньше и принесет гораздо больше хлопот при холодных запусках в зимнее время года. Приобретение батареи большей по сравнению с номинальной емкости не дает выигрыша по сроку ее службы, т.к. постоянный недозаряд приведет к сульфатации пластин. Использование батареи с чрезмерно высоким пусковым током чревато сжиганием обмоток стартера, - гораздо эффективнее в борьбе с затрудненными запусками является элементарная замена двигательного масла.
Последнее время рынок страны переполнен некачественными товарами и подделками. Аккумуляторные батареи не являются исключением. Существует несколько признаков, по которым можно с достаточно высокой точностью отличить оригинал от подделки. Первое и, пожалуй, главное: на батарее должны быть обязательно указаны страна-изготовитель и выпускающий завод, лучше, если с адресом. Второе: должна быть указана дата выпуска, что в особой мере относится к не нуждающимся в обслуживании батареям герметичного. К каждой батарее должен прилагаться технический паспорт, а вот наличие инструкции необязательно. Это связано с тем, что на Западе батареи почти не продают в розницу,- их устанавливают специалисты на станциях техобслуживания. Третье: качественная батарея немыслима без качественного корпуса, хороших пробок и гладких выводных клемм, нередко покрываемых специальной смазкой для защиты от окисления и накрытых сверху цветными пластмассовыми колпачками.
Снятие и установка
![]() |
Перед отсоединением батареи внимательно ознакомьтесь с приведенными выше рекомендациями. |
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
||||||||||||||
|
Установка
Установка производится в порядке, обратном порядку демонтажа компонентов.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|
![]() |
Отрицательный провод всегда отсоединяется в первую очередь и подсоединяется в последнюю! |
Хранение и ввод в эксплуатацию
Если планируется отказ от пользования автомобилем на срок более двух месяцев, аккумуляторную батарею следует снять и убрать на хранение. Оптимальная температура хранения батареи составляет от 0 до 27°С. При этих температурах саморазряд батареи минимален. Во избежание необратимого разрушения ламелей следует производить зарядку убранной на хранение батареи не реже чем один раз в месяц.
Помимо разрядки неиспользуемая батарея подвержена сульфатации. Если производить зарядку такой батареи устройством для быстрого заряда, она не будет воспринимать зарядный ток, либо в результате сульфатации перезаряжается и дальнейшему использованию не подлежит.
Прежде чем отказаться от использования вышедшей из строя батареей, произведите следующие проверки:
« предыдущая страница 7.4. Системы заряда и запуска |
следующая страница » 7.4.2. Проверка состояния и замена проводов батареи |